ЖИВИ БЕЗ ЖЕЛАНИЙ
🕉 ТИТ МАХАРАДЖ
Когда я спросил 120-ти летнего индийского йога по имени Тит Махарадж о состоянии Мокши Мокша — состояние освобождения в индуизме. — прим. авт. , он ответил:
"Если Мокша придет к тебе, то скажи ей: Уходи!
Иди к тому, кто в тебе нуждается. Живи без желаний".
***
🕉 Садясь в медитацию, не медитируй ни на внутреннем, ни на внешнем. Не вспоминай о прошлом и не стремись заглянуть в будущее. Не сосредотачивайся и на том, что ты чувствуешь или переживаешь прямо сейчас. Не обращай внимание ни на то, что происходит в теле, ни на движении потоков энергии.
Не пытайся расслабиться, но и не напрягайся. Не регулируй собственное дыхание – позволь ему быть естественным, забудь о нем.
Не обращай внимание ни на какие ощущения: переживания жара или холода, увеличения или уменьшения тела в размерах, чувство тяжести или легкости, ощущение полета или погружения в бездну. Не придавай значения ни вспышкам света, ни переживанию вибрации, пронизывающей все тело.
Если тобой овладеет сонливость, не гони ее и не борись с ней. Она ─ твоя дорожка в твою собственную темную глубину. Осторожно пойди по ней, бережно держа в руке маленький фонарик осознанности. Осознавай, как засыпаешь, далее ─ осознанно спи.
Такой сон не будет бессознательным провалом, темной ямой. Сознательный сон ─ это уже не сон, но новое измерение сознания.
Продолжая медитацию, не вспоминай прочитанные книги, советы других или свой собственный прошлый опыт.
Не пытайся вернуть и пережить заново когда-то испытанные тобой медитативные переживания, отпусти это все.
Не обращай внимания на видения, картины или образы, если они возникнут в твоем уме. Они бесследно исчезнут, им на смену придут новые или все растворится в бесконечном свете – не беспокойся по этому поводу!
Не направляй свое внимание ни на что. Не медитируй ни на чем. Не представляй ни божеств, ни мастеров, ни учителей, ни безличный Дух. Ни к кому не обращайся и ни у кого ничего не проси.
Не старайся войти в свет, наполниться светом или раствориться в нем. Не беги и от тьмы, если она поглотит тебя.
Не устремляйся вверх, не погружайся вниз, но и не оставайся на месте! Не смотри ни внутрь, ни наружу.
Смотри!
Не повторяй ни мантр, ни молитв, ни заклинаний. Не обращай внимания ни на внутренние, ни на внешние звуки. Не прислушивайся к внутреннему голосу или каким-либо другим голосам.
Ни на что не надейся и не думай, что ты занимаешься каким-то возвышенным делом. Не привязывайся к практике. Не думай, что сидя в медитации, ты занимаешься чем-то особенным. Возможно, ты делаешь это, потому что больше ничего не умеешь.
Не поддавайся ни боли, ни скуке, ни унынию, ни тоске, ни отчаянию. Если они пришли к тебе, не избегай их. Они бесследно уйдут и растворятся там же, откуда пришли.
Не поддавайся сомнению и ощущению бессмысленности своих усилий. Не верь голосу, который нашептывает тебе, что все равно ничего не получится.
Не привязывайся к переживанию пустоты, если она придет к тебе. Не отталкивай, но и не удерживай это переживание. Не стремись погрузиться в пустоту, раствориться в ней, исчезнуть. Не думай, что пустота ─ это истина.
Если, напротив, возникнет ощущение полноты, расширения своего я, единства со Вселенной – отсеки это одним беспощадным ударом, раз и навсегда! Не фиксируй свое внимание ни на чем, при этом оставаясь спокойным и внимательным. Не забывайся.
Когда придут радость, счастье, восторг и блаженство – не привязывайся к ним и не стремись их удержать. Не воспринимай их как награду за свои усилия или как милость свыше. Будь как мертвый. Так пройдешь дальше.
Если возникнет ощущение таинственной власти, сразу же стряхни это, как налипшую грязь. Не привязывайся к состояниям экстаза, любви ко всему миру, ощущению единства со всеми, всемогущества или всезнания, если они возникнут. Наплюй на все это.
Будь свободен от любых состояний. Будь свободен и от этой свободы и пройди все насквозь. Или не проходи. Пройдешь ты или нет ─ не имеет никакого значения. Ни то, ни другое неважно.
Пойми, что важно!
Не поддавайся соблазну мистической силы, если почувствуешь ее приближение. Не пытайся использовать или направить её на что бы то ни было. Смотри на эти проявления, как на призраки с кладбища твоих старых желаний.
Не верь приходящим мыслям, не сливайся с ними и не позволяй им утаскивать тебя. Не борись с мыслями и не старайся их остановить. Также, не пытайся не думать. Ум не нужно ни направлять, ни контролировать, ни растворять. Просто оставь мысли в покое, и они оставят тебя.
Но не привязывайся и к тишине ума, если она настанет. Штиль на океане не лучше бури, но и не хуже. Странно предпочитать одно другому. И то, и другое прекрасно!
Не концентрируйся ни на чувстве «я», ни на его отсутствии. Не старайся расшириться, охватить собой все и стать единым с Космическим сознанием. Также не стремись к уничтожению своей индивидуальности, к растворению в Высшем. Не пытайся слиться с высшей волей или отдаться божественному потоку – все это мыльные пузыри твоего старого эго.
Не старайся снискать милость или благодать. Не пытайся и просто «быть здесь и сейчас». Ведь ты и так уже есть. Разве ты не видишь этого? Не стремись что-либо обрести, добиться, получить или постичь ─ ты будешь пытаться до тех пор, пока не увидишь, что это невозможно и не нужно и не оставишь все это.
Не силься что-либо понять, осознать или пережить. Не стремись ни к Богу, ни к высшему Я. Не желай войти в Нирвану или достигнуть просветления. Не старайся обрести самадхи, поднять Кундалини, ощутить единство с бесконечным Брахманом или открыть свою подлинную природу. Не желай познать Дао или постигнуть Ригпа. Все это – миражи твоей уставшей души.
Не пытайся продлить свою жизнь или обрести бессмертие. Не бойся сбиться с Пути, умереть или провалиться в ад. Не бойся ничего.
Никогда.
Не старайся избавиться от желаний. Освобождаешься ты от них или нет – нет никакой разницы. Также не имеет никакого значения, сбываются твои желания, или нет. Ты скован не желаниями, а неведением.
Не стремись очистить свою карму, стать мудрее и совершеннее. Не старайся стать лучше ─ когда-нибудь ты поймешь, что это невозможно и не нужно. Вместо этого постарайся увидеть, кто ты и что ты прямо сейчас!
Но можешь этого и не делать. Ты свободен делать всё, что угодно, или не делать ничего. Ты свободен.
Не ожидай никаких результатов от своей медитации. Не считай также, что твои искренность и устремленность будут вознаграждены.
Не обращайся ни к кому за помощью. Полностью изживи привычку надеяться на что-то или на кого-то ─ и на тонком плане, и в жизни. Когда карма созрела, помощь приходит автоматически. Или не приходит. Однако ни то, ни другое не имеет никакого значения.
Что же имеет значение? Увидь это сам. Если не увидишь, не расстраивайся. Видишь ты что-то или нет, абсолютно неважно.
Поэтому, если ты занимаешься медитацией, не медитируй. Просто – тихо сиди.
***
🕉 Тит Махарадж
Ниже приведу выдержки из книги Ильи Беляева «Пространство сознания». Именно, прочитав этот краткий текст о Тите Махарадже, я, будучи в Индии, решил приехать к этому Учителю и посмотреть на него. Сначала мы поехали в Джагешвар, где расположен его ашрам. Место могучее, в воздухе висит какая-то древняя сила. Там расположен непонятной датировки храмовый комплекс из 108 храмов. Предгорья Гималаев. Исполинские деревья в пять обхватов и строения, больше напоминающие по архитектуре и рисункам постройки Майя. Ящерицы, драконы, орнаменты. Брамины убеждали нас, что здесь находится один из двенадцати Джотир-лингамов — самых почитаемых реликвий Шивы в Индии. Не знаю, может это и так. Мы не стремились именно к этому, но получается набрели совершенно случайно.
В музее раскопок тоже странные, нетипичные для Индии экспонаты и скульптуры. Наверное, более уместно было бы увидеть такое где-нибудь в Мексике. В общем, запутанная история.
Но Тита Махараджа в ашраме небыло. Нас встретила его жена, женщина, которую он приютил и принял еще девочкой по каким-то причинам гонимой местными. Он спас её своим авторитетом великого отшельника и с тех пор она ему служила как ученица. Тит Махарадж оказался в Ришикеше и мы, не долго думаю, поехали туда.
И мы его застали. 130-ти (или около того) -летний йог принял нас дружелюбно и отстранённо. Раздал нам, принесённые нами же ему сладости и фрукты. Он не выглядел старым или дряхлым. Скорее наоборот. На глаз ему можно было дать лет 60, а может и меньше. Худой, живой, сухощавый. Сидел в позе лотоса всё время и иногда улыбался. Был очень немногословен. А глаза сияли так притягательно, что после этого Даршана у одной из девушек в нашей маленькой группе наступила самопроизвольная мауна. Она еще пару часов улыбалась и молчала, боясь расплескать тот заряд внутренней тишины, который получила.
Встреча была короткой. Тит вскоре уехал в свой ашрам в Джагешваре, а мы ещё какое-то время общались с его учеником, в доме которого Махарадж останавливался. Тот рассказал нам много удивительных историй о Тите. Вроде бытовых, но интересных. Например, как Тит по выходит на берег Ганги в Ришикеше и по трое суток сидит в лотосе в глубоком самадхи. Рассказал про распорядок Махараджа — он довольно суров и не меняется уже много десятков лет.
Или история с тигрёнком, более подробно, чем из книги Ильи Беляева.
Тит жил с тигрицей в одной пещере много лет и подружился с ней. Он уже сорок лет жил в этой пещере отшельником и ни с кем не общался, кроме неё. Тигрица родила тигрёнка. И вот однажды один индийский князь (раджа) вышел на охоту и застрелил этого тигрёнка.
Тит, когда узнал об этом, взял пёрышко и дунул на него. Пёрышко полетело в сторону владений Раджи. И вскоре все его поместья, даже находящиеся в разных местах, сгорели до тла.
Дошел слух до Раджи откуда ветер дует. Он приехал к Титу и стал на коленях просить прощения. Тит сказал: Ты не передо мной виноват. Проси прощение у тигрицы, ты ей доставил большие страдания.
После этого случая Тит прервал своё сорокалетнее уединение и вышел в мир.
А вот, наконец, история Ильи Беляева, с книги которого и зародился интерес к этому уединённому йогу.
Тит Махарадж
Когда я спросил 120-ти летнего индийского йога по имени Тит Махарадж о состоянии мокши Мокша — состояние освобождения в индуизме. — прим. авт., он ответил: «Если мокша придет к тебе, то скажи ей: Уходи! Иди к тому, кто в тебе нуждается. Живи без желаний».
У Махараджа есть маленький ашрам в Гималаях, в двух километрах от Джагешвара, древнего храмового комплекса в штате Уттаранчал. Ашрам называется Мокша Дхам. На санскрите это означает "дом освобождения". Тит — классический шиваитский йог. Большую часть своей долгой жизни он провел в гималайских пещерах и на священном озере Манасаровар в 30 километрах от горы Кайлаш, на вершине которой, по преданию, обитает Шива. Свое имя «Тит» он получил по названию одной из пещер, где жил.
Спустившись с высокогорья, Махарадж выбрал место поблизости от древнего центра силы Джагешвар, на берегу реки, текущей на север. Обычно реки Индии текут с Гималаев на юг. Первое время он жил в маленькой кутье на гребне холма над рекой, потом вокруг, как это часто происходит в Индии, вырос небольшой ашрам.
Тит Махарадж — необычный святой. Он выучил английский, когда ему было 110 лет. У него есть машина — маленькая «Марути», на которой он носится по горным дорогам с умопомрачительной скоростью. Машину ему подарил один из его преданных. Этому человеку Тит посоветовал поехать в Америку, где тот быстро превратился в миллионера. Вернувшись в родную Индию, преданный отблагодарил учителя — построил ему ашрам и подарил автомобиль. Тит походил вокруг машины, попинал ее ногами, понюхал, побибикал, потом сел и поехал, как будто всю жизнь крутил баранку.
Во время отшельнической жизни у Тита был любимый тигренок, о котором он заботился. Когда тигренок подрос и ушел в джунгли, на охоте его застрелил раджа. В тот же момент царский дворец загорелся и сгорел дотла. Второй дом, который раджа построил, также был уничтожен огнем. В результате, он и его семья были разорены и кончили свои дни в бедности.
Тит хорошо знает индийскую астрологию Джотиша и помогает многим приходящим к нему людям как астролог. У него хранятся древние астрологические манускрипты, которых нет ни в одной библиотеке. Когда я спросил йога о секрете его долголетия, он ответил просто: "Ешь как можно меньше". Сам Тит ест миску овощного супа раз в день. Когда он уходит в самадхи, может не есть по месяцу.
В другой раз я завел разговор о том, где лучше искать место для ашрама Ашрам — центр духовного обучения. — прим. авт.. Тит подчеркнул, что это обязательно должен быть берег реки и назвал конкретный район. У меня на примете был один участок ниже Джагешвара по течению реки. Тит отклонил это место, сказав что есть секретные причины, запрещающие устройство ашрама в этом месте. Я догадался, о чем он говорит.
Выше по течению находится шмашан — место, где сжигают трупы. Тит сказал, что духи мертвых могут овладевать людьми, поэтому ашрам должен быть или выше по течению, или в другом месте. При этом спросил, не замечал ли я в Джагешваре людей, характерно подергивающихся — это и есть, мол, одержимые духами мертвых.
Я спросил о стоимости участка земли, Махарадж сказал, что нужно не менее 50 лакхов. Это более 100 000 долларов. Когда я сказал, что у меня нет таких денег и я небогатый человек, старец очень рассердился: "Как ты смеешь называть себя бедным?" — закричал он. "Ты йог! Ты должен сесть вот так! (при этом он для наглядности принял йогическую позу) — и все придут и все тебе принесут!"
Через несколько дней в ашраме начиналась пуджа Пуджа — ритуал служения божеству. — прим. авт. девяти планет, во время которой в огне хавана Хаван — яма в земле, обложенная камнями, место жертвенного огня. — прим. авт. сгорают приношения в виде благовоний, очищенного масла гхи, зерна и других ингредиентов ведийского ритуала стоимостью в десятки тысяч долларов. Тит Махарадж, как будто подтверждая свое наставление, сидел все эти дни в зале, принимая народ, составляя гороскопы и пересчитывая огромные пачки индийских рупий, которые ему приносили люди. Все это должно было пойти в огонь.
Махарадж много путешествовал по миру, бывал и в России. В Америке его встречала в аэропорту племянница Билла Клинтона, но он отказался от сопровождения и объехал более тридцати мест один. В Амстердаме он отказался от еды, сказав, что это слишком грязное место; Тит согласился поесть, лишь когда машина выехала за пределы города, где-то в полях.
Махарадж собирает воды семи океанов в бутылочки. Ему еще осталось добраться до двух океанов. После этого он сольет воды вместе, сделает большую пуджу и уйдет.
Поза лотоса — обычная поза Тита Махараджа. Рассказывают, что однажды он оставался в этом положении восемь дней. Тит — простой человек, не интеллектуал. Поэтому практику он тоже дает «простую»: нужно научиться многочасовому сидению в лотосе, есть и спать как можно меньше, успокоить ум и тогда, по его словам "о чем бы ты ни подумал, ты будешь знать это". Это классическая йога Патанджали в упрощенном виде.
Махарадж действительно обладает этими знаниями. Иногда он просит пришедшего подержать в ладони пригоршню риса, потом берет это рис и рассказывает все про этого человека. Иногда Тит соблюдает мауну Мауна — обет молчания. — прим. авт. , тогда с ним можно общаться только с помощью записок.
В глазах Тита Махараджа горят искры того особенного йогического огня, который безошибочно указывает на воспламенение центров — результат правильной садханы. Он — один из хранителей древнего знания великой Бхараты Бхарата — древнее название Индии. — прим. авт..